Радость в медитации как сочетается с правилом 'Просто наблюдайте'?
04.10.2024
Получать удовольствие от медитации – не противоречит ли это правилу just observe? Ведь санкхара влечения – это тоже плохо?
Введение: два типа медитации
Медитация в традиции Тхеравады бывает двух типов:
- развитие концентрации (самадхи)
- и развитие прозрения (випассана).
Для практики самадхи используется метод Анапанасати, а для випассаны существуют разные техники, такие как
- ноутинг в традиции Махаси Саядо,
- различение элементов в каллапах у Па Аука Саядо
- или сканирование тела у У Ба Кхина и Гоенки.
Удовольствие в медитации и принцип "Just Observe"
Резонно задаться вопросом: не противоречит ли получение удовольствия от медитации принципу "Just Observe"? Ведь санкхары (накопленные реакции) включают как влечение, так и отвращение. Не порождаем ли мы новых санкхар влечения, если испытываем восторг в медитации?
Ответ заключается в том, что не любое удовольствие является препятствием. Важно различать чувственные удовольствия, которые гарантировано препятствуют духовному развитию, и удовольствие, возникающее в процессе медитации, которое является частью пути к глубоким состояниям концентрации.
Чувственные удовольствия – это любые удовольствия, которые мы получаем от органов чувств.
Ученик Благородных, в достаточной мере оставивший чувственные удовольствия, оставивший неумелые качества, входит и пребывает в первой джхане: восторг и удовольствие, рождённые [этим] оставлением сопровождаются направлением ума [на объект медитации] и удержанием ума [на этом объекте] – ради своего собственного удовольствия, удобства, комфорта, и восхождения к ниббане.
– Нагара сутта: Крепость :: Ангуттара Никая 7.67
Шаги випассаны и равностность
В процессе випассаны ученик проходит через несколько стадий прозрения, которые в традиции Тхеравады описаны как 16 или 10 шагов.
Некоторые из этих стадий (например, Удаябая и начало Бханго-ньяны) могут приносить большое удовольствие.
Но после этого возникают стадии неудовольствия и страдания, которые необходимо преодолеть через равностность, чтобы достичь стадии санхара-упекха-ньяна. Эта стадия является важным этапом, так как позволяет медитатору развить равностное отношение ко всему, что происходит — как к приятным, так и к неприятным ощущениям. Она практически последний шаг на пути к Сотапанне — первому входу в Ниббану.
Роль самадхи на пути випассаны
Для того чтобы эффективно продвигаться по випассана-ньянам и достигать вышеупомянутых стадий прозрения, необходимо развивать концентрацию (самадхи). Чем сильнее самадхи, тем яснее восприятие Аниччи (непостоянства), что в свою очередь ведет к Бханго-ньяне — стадии разрушения особенно глубоких санкхар. Именно наблюдение Аниччи через развитое самадхи позволяет продвигаться в Випассане и в конечном итоге достичь Сотапанны.
Джаны и удовольствие: ключевые факторы самадхи
Развитие самадхи подчиняется своим законам.
Мирские джаны — это глубокие состояния концентрации, которые проходят через стадии от первой до четвертой. В первой джане присутствуют пять факторов:
- витакка/вичара (направление и удержание ума),
- восторг,
- счастье
- и однонаправленность ума.
Восторг и счастье (pitti и sukha) являются фундаментальными факторами джан, без которых невозможно войти в эти состояния. Именно поэтому удовольствие от самадхи играет важную роль в продвижении на пути, в отличие от чувственных удовольствий, которые мешают духовному развитию.
Но, обратите внимание, несмотря на фундаментальную важность восторга, в дальнейшем, даже в практике самадхи, медитатор со временем перестает опираться на эти грубые чувства восторга и счастья, заменяя их той же упеккхой.
В третьей джане ослабевает и исчезает восторг. В четвертой – исчезает счастье и блаженство, остаётся чистая однонаправленность ума.
Восторг – это фактор просветления и фундаментально важен для глубокого самадхи. Но даже он со временем заменяется на равностность, упеккха.
Практика на 10-дневных курсах и длительные ретриты
На 10-дневных курсах, как правило, не углубляются в такие подробности, потому что для развития глубокого самадхи требуется больше времени. За три дня на курсах развивают базовую концентрацию — каника-самадхи — где внимание удерживается без мыслей примерно минуту.
Однако для более глубоких состояний самадхи, где концентрация без отвлечений измеряется десятками минут, необходимы длительные ретриты. На таких ретритах возможно достичь упачара-самадхи (концентрация, предшествующая джанам) и двигаться к более глубоким состояниям медитации.
Применив "равностность" слишком рано – джаны не достичь. Но в то же время в традиции как Па-Аука Саядо, так и Гоенки джана очень желательна, но не требуется для достижения первого вхождения в Ниббану (Сотапанна), достаточно упачара-самадхи. Это еще одна из причин, почему на курсах не акцентируется фактор просветления восторг (pitti).
Заключение
Конечная цель медитации в нашей традиции — достижение стадии Сотапанна, как учил У Ба Кхин и описывал Гоенка на своих курсах.
Для этого необходимо пройти через финальный этап развития равностности (санхара-упекха-ньяна), что требует сильной концентрации.
А углубленная концентрация уровня джан неминуема без прохождения через состояния радости и счастья.
Эти удовольствия не следует путать с чувственными удовольствиями, которые препятствуют духовному развитию. Напротив, блаженство и восторг от первого глубокого самадхи являются важными и необходимыми для продвижения по пути медитации, как это описано в суттах.
Удовольствие от самадхи, как учил Будда, – ключ к пробуждению. Восторг – это не препятствие, а один из семи факторов пробуждения.
Но помните, что когда этот фактор отработает, его нужно будет оставить, развив равностность на более глубоких этапах.
Я подумал: «Так почему я боюсь этого удовольствия [джханы], которое не имеет ничего общего ни с чувственным удовольствием, ни с неблагими состояниями [ума]?» Я подумал: «Я не боюсь этого удовольствия [от джхан], ведь оно не имеет ничего общего ни с чувственным удовольствием, ни с неблагими состояниями [ума]».
– Махасаччака-сутта: Большая беседа с Саччакой :: МН 36
Обратите внимание: драйвером углубления Самадхи на первых порах является восторг, но драйвером углубления прозрения в Випассане является равностность ("Just observe").