Радость в медитации как сочетается с правилом 'Просто наблюдайте'?

Радость в медитации как сочетается с правилом 'Просто наблюдайте'?

  • #vipassana
  • #self-discovery
  • #dhamma
  • #self impovement

04.10.2024

Получать удовольствие от медитации – не противоречит ли это правилу just observe? Ведь санкхара влечения – это тоже плохо?

Введение: два типа медитации

Медитация в традиции Тхеравады бывает двух типов:

  • развитие концентрации (самадхи)
  • и развитие прозрения (випассана).

Для практики самадхи используется метод Анапанасати, а для випассаны существуют разные техники, такие как

  • ноутинг в традиции Махаси Саядо,
  • различение элементов в каллапах у Па Аука Саядо
  • или сканирование тела у У Ба Кхина и Гоенки.

Удовольствие в медитации и принцип "Just Observe"

Резонно задаться вопросом: не противоречит ли получение удовольствия от медитации принципу "Just Observe"? Ведь санкхары (накопленные реакции) включают как влечение, так и отвращение. Не порождаем ли мы новых санкхар влечения, если испытываем восторг в медитации?

Ответ заключается в том, что не любое удовольствие является препятствием. Важно различать чувственные удовольствия, которые гарантировано препятствуют духовному развитию, и удовольствие, возникающее в процессе медитации, которое является частью пути к глубоким состояниям концентрации.

Чувственные удовольствия – это любые удовольствия, которые мы получаем от органов чувств.

Ученик Благородных, в достаточной мере оставивший чувственные удовольствия, оставивший неумелые качества, входит и пребывает в первой джхане: восторг и удовольствие, рождённые [этим] оставлением сопровождаются направлением ума [на объект медитации] и удержанием ума [на этом объекте] – ради своего собственного удовольствия, удобства, комфорта, и восхождения к ниббане.
– Нагара сутта: Крепость :: Ангуттара Никая 7.67

Шаги випассаны и равностность

В процессе випассаны ученик проходит через несколько стадий прозрения, которые в традиции Тхеравады описаны как 16 или 10 шагов.

Некоторые из этих стадий (например, Удаябая и начало Бханго-ньяны) могут приносить большое удовольствие.

Но после этого возникают стадии неудовольствия и страдания, которые необходимо преодолеть через равностность, чтобы достичь стадии санхара-упекха-ньяна. Эта стадия является важным этапом, так как позволяет медитатору развить равностное отношение ко всему, что происходит — как к приятным, так и к неприятным ощущениям. Она практически последний шаг на пути к Сотапанне — первому входу в Ниббану.

Роль самадхи на пути випассаны

Для того чтобы эффективно продвигаться по випассана-ньянам и достигать вышеупомянутых стадий прозрения, необходимо развивать концентрацию (самадхи). Чем сильнее самадхи, тем яснее восприятие Аниччи (непостоянства), что в свою очередь ведет к Бханго-ньяне — стадии разрушения особенно глубоких санкхар. Именно наблюдение Аниччи через развитое самадхи позволяет продвигаться в Випассане и в конечном итоге достичь Сотапанны.

Джаны и удовольствие: ключевые факторы самадхи

Развитие самадхи подчиняется своим законам.

Мирские джаны — это глубокие состояния концентрации, которые проходят через стадии от первой до четвертой. В первой джане присутствуют пять факторов:

  • витакка/вичара (направление и удержание ума),
  • восторг,
  • счастье
  • и однонаправленность ума.

Восторг и счастье (pitti и sukha) являются фундаментальными факторами джан, без которых невозможно войти в эти состояния. Именно поэтому удовольствие от самадхи играет важную роль в продвижении на пути, в отличие от чувственных удовольствий, которые мешают духовному развитию.

Но, обратите внимание, несмотря на фундаментальную важность восторга, в дальнейшем, даже в практике самадхи, медитатор со временем перестает опираться на эти грубые чувства восторга и счастья, заменяя их той же упеккхой.

В третьей джане ослабевает и исчезает восторг. В четвертой – исчезает счастье и блаженство, остаётся чистая однонаправленность ума.

Восторг – это фактор просветления и фундаментально важен для глубокого самадхи. Но даже он со временем заменяется на равностность, упеккха.

Практика на 10-дневных курсах и длительные ретриты

На 10-дневных курсах, как правило, не углубляются в такие подробности, потому что для развития глубокого самадхи требуется больше времени. За три дня на курсах развивают базовую концентрацию — каника-самадхи — где внимание удерживается без мыслей примерно минуту.

Однако для более глубоких состояний самадхи, где концентрация без отвлечений измеряется десятками минут, необходимы длительные ретриты. На таких ретритах возможно достичь упачара-самадхи (концентрация, предшествующая джанам) и двигаться к более глубоким состояниям медитации.

Применив "равностность" слишком рано – джаны не достичь. Но в то же время в традиции как Па-Аука Саядо, так и Гоенки джана очень желательна, но не требуется для достижения первого вхождения в Ниббану (Сотапанна), достаточно упачара-самадхи. Это еще одна из причин, почему на курсах не акцентируется фактор просветления восторг (pitti).

Заключение

Конечная цель медитации в нашей традиции — достижение стадии Сотапанна, как учил У Ба Кхин и описывал Гоенка на своих курсах.

Для этого необходимо пройти через финальный этап развития равностности (санхара-упекха-ньяна), что требует сильной концентрации.
А углубленная концентрация уровня джан неминуема без прохождения через состояния радости и счастья.

Эти удовольствия не следует путать с чувственными удовольствиями, которые препятствуют духовному развитию. Напротив, блаженство и восторг от первого глубокого самадхи являются важными и необходимыми для продвижения по пути медитации, как это описано в суттах.

Удовольствие от самадхи, как учил Будда, – ключ к пробуждению. Восторг – это не препятствие, а один из семи факторов пробуждения.
Но помните, что когда этот фактор отработает, его нужно будет оставить, развив равностность на более глубоких этапах.

Я подумал: «Так почему я боюсь этого удовольствия [джханы], которое не имеет ничего общего ни с чувственным удовольствием, ни с неблагими состояниями [ума]?» Я подумал: «Я не боюсь этого удовольствия [от джхан], ведь оно не имеет ничего общего ни с чувственным удовольствием, ни с неблагими состояниями [ума]».
– Махасаччака-сутта: Большая беседа с Саччакой :: МН 36

Обратите внимание: драйвером углубления Самадхи на первых порах является восторг, но драйвером углубления прозрения в Випассане является равностность ("Just observe").