Как удержать ум на объекте?
01.10.2024
Если витакка – это усилие по прерыванию мысли, какая бы она не была интересная, и возвращение к медитации, то вичара – это усилие по удержанию ума на объекте медитации.
Вечная парочка, левая и правая нога самадхи, витака/вичара – их всегда упоминают вместе.
Поняв нюансы, то сможете быстрей углубить свою медитацию.
Гоенкаджи на 30-ке дает краткую, но точную инструкцию, как развивать вичару (хотя сам термин не использует).
Она – прямой путь к упачара-самадхи даже в домашней практике.
– Stretch it, – говорит Гоенкаджи.
Давайте разберем подробней.
Рассмотрим Анапанасати.
Много-много раз вы возвращаете ум от мыслей к медитации. И вот в какой-то момент осознаете, что ум успокоился и даже несколько вдохов-выдохов осознает только дыхание. Может быть всего несколько десятков секунд мыслей нет – есть только прикосновение дыхания.
Поздравляю, вот вы и в сфере развития вичары.
Вы достигли экаггаты – однонаправленного внимания.
– Как не дать уму снова блуждать? Как оставить его на объекте медитации? Как не допустить появления новых мыслей?
Все эти вопросы относятся именно к вичаре – удержанию ума на объекте.
Вичара – это четкое осознание двух фактов:
- прямо сейчас я в состоянии, когда мыслей нет и весь ум занят объектом медитации,
- я осознаю длительность этого состояния экаггаты.
Вот это осознание длительности является ключом к развитию вичары.
– Stretch it, – говорит Гоенкаджи.
И вот теперь вы понимаете его инструкцию полностью. Ведь чтобы что-то растянуть, нужно осознавать не только сам факт отсутствия мыслей, но и длительность, и изменение длительности.
Попробуйте как бы растянуть этот период экаггаты.
Порадоваться ему, получить от него удовольствие.
Да, восторг и счастье от экаггаты – это джановые факторы. Попробуйте развивать их вместе с вичарой.
Но мы не можем контролировать свой ум, он работает сам по себе, и в какой-то момент, рано или поздно, вы вдруг осознаете, что ум потерял объект концентрации, и снова в какой-то мысли.
Время снова применить и развить навык витакка – вернуть ум к объекту.
Постарайтесь помнить, как долго прошлый раз удалось сохранить состояние от неизбежного отвлечения до неизбежного отвлечения. И попробуйте сейчас удержать его чуть дольше.
В случае медитации во время ходьбы Гоенкаджи даже рекомендует считать кол-во отвлечений (если их мало).
– На этом круге я 3 раза отвлекся. А вот сейчас всего 2.
Во время сидячей медитации у нас нет каких-то ритмических сигналов, поэтому объективно длительность сложнее оценить.
Со временем оценка длительности сменится на оценку удовольствия от процесса. От покоя ума будет возникать все более и более приятные чувства, схожие с утолением жажды в жару. Можно будет ориентироваться на их рост.
Также по приближении к упачара-самадхи будут уменьшаться боли в теле, вплоть до полного их временного исчезновения. Это станет еще одним критерием развития вичары.
Также со временем вы сможете, осознавая Аниччу, ловить самый первый этап появления новой мысли, и, помня о бесконечной значимости вичары для самадхи, будете возвращать внимание не из центра мысли, а из ее начала. Это намного легче.
Давайте разберем более сложный случай.
Инструкцию Гоенкаджи с 30-ки, отмечать и чуть ли не говорить себе (я прямо говорю): "Ум отвлекся, start again".
Она относится к витакке или вичаре?
С одной стороны, ум уже отвлекся и его нужно вернуть – это очевидно витакка.
И это было бы инструкцией по витакке, если бы звучало как "Ум отвлекся, вернем его к объекту медитации".
Но Гоенкаджи четко говорит: "Начните сначала". Что значит сначала?
Это и означает начало измерения периода концентрации без отвлечений.
То есть, да, это первый шаг вичары.
Начните осознавать новый период наблюдения без отвлечения, новую волну вичары.
"Ум отвлекся, start again"
Вот так каждое слово Гоенкаджи в инструкциях несет много смыслов и бесценно.
витакка и вичара – джановые факторы. И исчезают только во второй джане.
Они похожи на окислитель и топливо в первой ступени ракеты – отработали свое, усилили самадхи до первой джаны, а дальше летит сама экаггата с восторгом и счастьем.
Развивайте вичару,
ведь это основа углубления самадхи,
а значит превосходного осознания аниччи,
и, следовательно, движения к Бханго-ньяне.
Нашей ближайшей цели в традиции Гоенки / У Ба Кхина.