Почему важно не продолжать мысль в медитации?
29.09.2024
Как связаны мысли и Анатта
Самое сильное влечение, которое встречается последнее время в медитации – это желание додумать прилетевшую мысль.
Прямо физическое влечение: «нет, нет, нет, я просто додумаю эту мысль и всё, дальше буду медитировать».
Конечно же останавливаться никто не собирался.
В сильном самадхи заметил, как мысли создают и поддерживают Атту – противоположность Анатты.
Продолжение мысли – тело самого чувства «Я».
И как болезненно ранить «Я», также болезненно останавливать мысль, возвращая внимание к объекту медитации.
Ведь знаешь, что мысль, вместе с сопутствующими чувствами, уйдет, растворится, и никогда не появится в прежнем виде.
А когда отпускаешь и прощаешься с пришедшей мыслью, не додумываешь ее, сразу возвращаешь внимание к объекту медитации, то замечаешь несвязанность этих мыслей и «Я». Что они приходят и уходят, никак не являясь «Я».
Это один из первых шагов к ощущению Анатта, что очень важно для прохождения сквозь боль и страдания. Очень важно для обретения равновесия. Только когда понимаешь, что «всё это» – «не Я», равновесие усиливается.
И обратно, как только поддаешься соблазну, уступаешь Маре и додумываешь пришедшую мысль, то следом приходит и другая, и она тоже додумывается. А по ассоциации и третья. И вот уже физически можно ощутить это строительство фундамента «Я». Я – такой! Это – всё моё. Мне – это важно! Это – мои интересы! Это – мои чувства.
Атта. Все дальше и дальше от последних Випассана-ньян.
Как по лестнице спускаешься по ньянам к началу 6-5-4-3.
Так что…
…иметь смелость, храбрость, чтобы
прервать мысль – вот что важно.
Борьба с танхой (влечением) совершенно не абстрактна. Это банальное ежеминутное возвращение внимания к дыханию (или аничче). И неважно, насколько ИНТЕРЕСНАЯ мысль пришла.
Такая тренировка называется витакка и является джановым фактором.
Творческие, вдохновенные, отвратительные, мучительные, бесценные – все это мысли. И у них у всех одна основа – влечение, танха к их обдумыванию и завершению.
Если вы заметили, что говорите себе «я только додумаю эту мысль» и затем продолжаете додумывать уже следующую – осознайте нарушение шилы и приложите усилие, чтобы его не повторять.
А как только удается быть достаточно усердным, чтобы возвращать внимание:
Резко растет прогресс в самадхи.
Упачара-самадхи становится доступна даже в короткой домашней медитации.
Аничча все усиливается и усиливается.
Движение по ньянам происходят прямо на глазах.
Истинное усердие незаметно для окружающих – это прервать мысль, заметив ее, и вернуть ум к дыханию (аничче).
Как и давал точную инструукцию У Ба Кхин:
Осознание аниччи
должно происходить
из мгновения в мгновение
или быть настолько непрерывным,
чтобы не допускать вмешательства
каких-либо рассуждений
или отвлекающих мыслей,
которые явно вредны для прогресса.
Метта всем усердно работающим над витаккой