Что такое калапы в буддизме? (критический научный взгляд)

Что такое калапы в буддизме? (критический научный взгляд)

  • #vipassana
  • #self-discovery
  • #dhamma
  • #self impovement

03.07.2024

Глава 12. Сеанс черной магии наблюдения калап в буддизме и их разоблачение

Кто практикует Випассану наверняка встречался с термином "калапы". Утверждается (в Абидхамме), что это типа элементарных частиц, из них состоит все материальное. И мы можем их видеть/ощущать при должном уровне сосредоточения.

Тем не менее у многих, кто хотя бы в школе учил физику, и сомнения возникают.

Что это за калапы? Это атомы? Молекулы? Клетки? Кварки?

Все-таки современная физика весьма развилась и доказала свою состоятельность через предметы, нас окружающие. И воленс-ноленс приходится сопоставлять некоторые старо-буддийские концепции с современной наукой.

Дисклеймер

Дальше будет остренько. Если вы готовитесь через часик сесть медитировать, то отложите дальнейшее чтение. С большой долей вероятности оно вас отвлечет, может взбудоражит, может посеет сомнения, и потребуется время, чтобы все устаканить.

Введение

Сразу дам определение, которое сформулировал по результатам долгих рассуждений и наблюдений.

Калапы — это субъективное восприятие квантованных сигналов, передаваемых по нервам от рецепторов к головному мозгу. Еще иногда это просто фантомные ощущения, какие бывают, например, в ампутированной конечности. Они не являются какой-то отдельной физической сущностью.
То есть это не молекулы, не атомы, и, тем более, не кварки или еще что.

Личный опыт и научное образование

Мой личный опыт в медитации условен, но на 30-ти дневном ретрите (и после) я достиг устоявшейся упаччара-самадхи (концентрации доступа). В книге Па-Аука Саядо утверждается, что концентрации доступа достаточно для практики наблюдения калап, поэтому вроде как могу порассуждать об этой практике не только теоретически, но и имея некоторый свой опыт.

"Чтобы увидеть råpa-kalàpas, вы должны развить концентрацию до концентрации доступа" (Pa-Auk Knowing and Seeing 4th Rev Ed, стр. 135)
«Сосредоточение доступа — это очень близкое к джхане состояние, для которого также характерны сильное и мощное сосредоточение и свет мудрости» (Па-Аук)

Имея основы фундаментального научного образования, я стараюсь активно практиковать и одновременно поглубже познакомиться с различными буддийскими текстами. И у меня сформировалось отчетливое впечатление, что буддийское восприятие мира, описанное в Абидхамме очень наивно. И подлежит реформирующему взгляду. Собственно этот текст – заявка на реформаторство.
(Ога-ога. Постирония, если что)

Успокаивает меня здесь то, что есть точка зрения, что Абидхамма – это поздние тексты. А в оригинальном учении ничего про калапы нет. И можно просто продолжать практиковать, игнорируя всю эту теорию.

На этом всё!

А нет, подождите...

Может ли быть другая реальность за пределами органов чувств?

Буддист, наблюдающий реальность через медитацию, не то, чтобы наблюдает не истину или не реальность. Нет, вполне даже реальность. Но только отчасти. Только ту реальность, которая доступна его органам чувств.
Может ли быть какая-то другая реальность за пределами органов чувств?

Конечно же, да. Конечно же, нет.

  1. Конечно же, да.

Хороший медитатор успокаивает ум и со временем получает исчезнувшие мысли и угасшее аналитическое, творческое мышление. Тем самым он не может исследовать мир по-научному, как это делает современная физика, химия, биология. Просто не хватит внутреннего пространства для вмещения всех понятий и взаимосвязей. Думать – это нечто противоположное медитации. Медитатор – наблюдает, не думает.

А ученые и инженеры изобретают и создают новые приборы, с помощью которых исследуют реальность. И с помощью них могут глубже и детальней взглянуть на то, как устроен наш мир.

Пример: электронный микроскоп, телескоп. С помощью них можно так исследовать реальность, как и не снилось прямым восприятием (без усиливающих приборов).

И да, после наблюдения в телескоп небесных светил уже не напишешь, что обрел ситтхи "дотронуться до луны и солнца". Чего, мать? Дотронуться до солнца?

Да, да, знаю, есть еще сидхи про "левитировать", про "всезнание" и прочие. Которые меня почему-то смущают намного меньше. Мало ли что возможно. Иногда происходят совсем уж странные вещи. Но вот когда кто-то отрицает подтвержденные научные наблюдения – это уже клиника.

  1. Конечно, же нет.

Да, в итоге, даже результаты исследований с помощью научного оборудования все равно попадают в наши органы чувств. И поэтому мы все равно ограничены ими.

Это к чему? К тому, что смотреть в телескоп/микроскоп – это тоже наблюдать реальность такой, какая она есть. И если это наблюдение показывает нам что-то, что противоречит старым писаниям, то старые писания необходимо пересмотреть, или они будут продолжать противоречить самим себе. Или уж наблюдаем реальность "как она есть", или слепо верим.

Калапы и современная наука

Откуда взялись каллапы с естественно-научной точки зрения?

Медитатор сидит в удобной позе и наблюдает ощущения.

Что такое ощущения?
Это электрические сигналы, которые поступают по нервам в головной мозг от различных рецепторов.

Ну в этом же вроде ни у кого нет сомнений? Ну, в нервах там, что по ним сигнал передается? Что они вообще есть, эти нервы? Если есть сомнения – дальше лучше не читать. Все же важен некоторые естественно-научный базис.

Очень продвинутый медитатор, с хорошей концентрацией, сможет раздельно наблюдать каждый такой сигнал.

Как итог, вместо общего смешанного фона разных ощущений он пронаблюдает отдельные делимые феномены.
И сделает логичный вывод – что мир (его тело) состоит из отдельных неделимых частиц. И назовет их, скажем, калапами.

Но как бы он ни старался развить свою концентрацию, он физиологически не может выйти за пределы системы рецептор-нервы-головной мозг. И поэтому не увидит ничего кроме калап.

А что есть кроме калап с точки зрения современной науки?
О, много чего. Вы и сами знаете. Вспомним по убывающей: органы, клетки, органеллы, органические молекулы, атомы, элементарные частицы (протон, электрон etc.), кварки и прочее.

Ничего из этого не описано в знакомых мне суттах. И объяснение простое – медитатор не может выйти за пределы свой системы наблюдения и наблюдать что-то кроме сигналов от рецепторов.

Зато детально может описать сигналы от этих рецепторов. Собственно, если вы возьмете Абидамму или, скажем, книжку Па-Аука и замените слово «калапы» на «сигналы от рецепторов», то смысл отчасти сохранится.

В Абидамме и указывается, что материальность состоит из калап. Что логично, так как медитатор ничего кроме сигналов от рецепторов не наблюдает. Ну он же мозгом наблюдает. А в мозг идут провода-нервы с датчиками на конце. И все, больше ничего известного нет.

Конечно, в старые времена, когда нервы были не известны, то оставалось придумать только такое объяснение, как то, что мозг якобы напрямую чувствует тело. Ну оно и понятно, молнию также когда-то объясняли, как какое-то волшебство, пока электричество не открыли.

Итого наш тейк на текущий момент: мозг не чувствует тело напрямую, у него для этого есть провода-нервы.

Божечки, это же не надо доказывать? Это же естественно-научный базис современного мира. Перекройте сигналы по нервам – и человек, опа, ничего не чувствует. Точнее может чувствовать – фантомные ощущения, что тоже исследовано. Утверждать иное – все равно, что придерживаться концепции плоскоземельщиков.

Типы

Утверждается, что калапа состоит из базовых элементов: 🥜земли, 💦воды, 🔥огня, ветра и второстепенных.

Это логично, если воспринимать как дифференциацию рецепторов. Наши нервы заканчиваются рецепторами разных типов, и это очень похоже на типологию калап.

О разрешающей способности

В физике существует понятие разрешающей способности инструмента, которое описывает, насколько мелкие детали этот инструмент способен различать. Чем выше разрешающая способность, тем мельче элементы, которые можно увидеть.

Представьте, что у вас есть микроскоп, который позволяет видеть мельчайшие частицы. Но даже у самого мощного микроскопа есть пределы, за которые он не может выйти.

Аналогично, наш мозг и органы чувств имеют свои ограничения. Например, даже если бы вы могли концентрироваться настолько сильно, чтобы "видеть" отдельные атомы, их размер настолько мал, что было бы крайне затруднительно что-то исследовать.

Давайте рассмотрим конкретный пример. Мы хотим рассмотреть все атомы на поверхности стороной в один сантиметр. И будем это делать с огромной скоростью – наблюдать 100 атомов в секунду. Казалось бы, это много. Но если посчитать, сколько времени потребуется, чтобы рассмотреть каждый атом на поверхности такого размера, получится, что на это ушли бы миллионы лет (3 миллиона лет, если быть точным)!

Это и есть разрешающая способность. Она показывает, что даже если бы у нас была гипотетическая возможность внутреннего сканирования, мы не смогли бы различить такие мельчайшие объекты, как атомы, из-за их ничтожно малого размера.

Или если бы и увидели отдельный атом, то не могли бы сопоставить, где именно его увидели, "изображение бы дрожало".

Здесь поможет такой пример, может вы в детстве так пробовали.

Представьте, что вы взяли в руки подзорную трубу с огромным увеличением, предназначенную для наблюдения за звездами. И направили ее на какой-то предмет вдали. Предположим, удалось сфокусироваться и вы увидели отдельное дерево, размером во весь окуляр. Но вы не понимаете, в каком месте улицы вы это дерево рассматриваете. А если пытаетесь двигать трубой, то легче не становится – просто видите отдельные фрагменты, которые резко сменяют друг друга. Для устойчивого наблюдения требуется штатив.

В случае с атомами требование к стабилизации нужно умножить, скажем, на миллион.
(Прикинул точнее, получается 10 миллионов. Если исходить из увеличения подзорной трубы х100, а электронного микроскопа х1млрд)

В этом случае и штатива будет недостаточно. Малейшая "тряска" и изображение "поехало".

Таким образом, буддийские медитаторы, наблюдая свои ощущения, могут видеть калапы — своего рода мельчайшие субъективные частицы, но они не могут увидеть реальные физические атомы и молекулы. Это связано с тем, что их восприятие ограничено возможностями органов чувств и мозга, которые не могут распознавать столь мелкие объекты.

Кто-то скажет: а ты попробуй пронаблюдай. Вот пробовал, поэтому и пишу. Если представить точку сосредоточения, как квадрат со стороной в 1мм, то в нем поместятся 10млн в квадрате атомов водорода. То есть 100 миллионов. Если вы можете разглядеть 100 миллионов различных стимулов во время медитации на части тела, размером с кончик иглы – ну ок. Но я полагаю, это самообман. И слова Па-Аука про достаточность упачара-самадхи для наблюдения за калапами – тому подтверждение. То есть не нужна супер-сверхмирская концентрация. Достаточно просто сверхмирской :) А оно вполне достижимо на длительном ретрите. И с помощью этой обыденной сверхмирской концентрации ну никак не ощутить 100 миллионов раздельных стимулов. Н-и-к-а-к.

Тактильная дискриминация

Разрешающая способность кожи человека, то есть её способность различать два близко расположенных трогательных стимула, зависит от участка кожи. Это понятие известное как тактильная дискриминация.

Различные участки кожи обладают различной разрешающей способностью. Например:

  • Кончики пальцев рук — наиболее чувствительная область, разрешающая способность которой составляет около 1-2 миллиметра.
  • Спина и другие менее чувствительные области могут иметь разрешающую способность в разы меньше.

Эти различия обусловлены плотностью нервных окончаний в различных участках кожи и размером рецептивных полей. Там, где нервные окончания расположены плотно, как на кончиках пальцев, тактильная дискриминация выше.

То есть, без всякой медитации, вы с помощью кончиков пальцев не сможете распознать два отдельных выступа на поверхности, если расстояние между ними будет меньше 1 мм. Они сольются в единое ощущение.

Самадхи безусловно улучшает восприимчивость. Но неужели кто-то всерьез считает, что концентрация может увеличить восприимчивость к стимулам в 10 миллионов раз?

Это бред. И сейчас объясню почему.

Краткий ответ: масштабирование.

Если бы мы при медитации могли увеличить сенсорную чувствительность в 10 миллионов раз, то, очевидно, это происходило бы не скачком, а плавно. П-л-а-в-н-о. Вот главный ответ.

Просто погружайтесь в медитацию и наблюдайте тонкие ощущения. Они появляются, исчезают. Но не масштабируются. У вас не возникает ощущения, что вы глядите в подзорную трубу и наводите резкость. Их размеры не меняются. Вы не можете приблизиться или отдалиться от этих ощущений. Они или есть, или их нет. (Я прямо сейчас их наблюдаю, пока пишу эти строки, и вы тоже можете)

Все еще не очевидно? Чтобы сопоставить порядки чувствительности давайте посмотрим, что такое 10 миллионов миллиметров.
Это десять миллионов атомов (расположенных в одну линию) увеличенных до такого масштаба, чтобы между ними был 1мм, чтобы мы как бы могли их различить в обычном состоянии. Во сколько этот 1 мм превратится? В 10 километров.

Упачара-самадхи, безусловно, крутая штука. Но не такая, которая может 1 мм растянуть в 10 километров.

Вы представляете сколько всего находится в 10 км? И утверждается, что вот это все вы можете различить, если оно ужато до 1мм, когда вы находитесь в "концентрации доступа". Да ну, бред же.

Фантомные ощущения

Люди с ампутированными конечностями чувствуют ощущения в этих конечностях. Это называется фантомные ощущения. Им кажется, что конечность еще существует. Но это мозг глючит и он достраивает.

В основе одного из предположительных механизмов возникновения фантомной боли лежит появление невром. При ампутации происходит разрыв периферических нервов, и в местах разрывов (в культе конечности) нервная ткань «врастает» в соединительную; раздутые, повреждённые нервные окончания образуют невромы. Происходит процесс деафферентации — в результате нарушения проводящих путей становится невозможной передача информации в центральную нервную систему. В местах образования невром появляются новые клетки, обеспечивающие работу ионных каналов, — происходят спонтанные «разрядки» ионных каналов, которые могут провоцировать фантомную боль. (Wiki)

А вот для настоящих исследователей и одновременно практиков випассаны пространство для исследования:

"Данная теория находит подкрепление в исследованиях, в ходе которых больным с фантомной болью давали медикаменты, блокирующие работу ионных каналов. Данные медикаменты помогали уменьшить фантомную боль или полностью избавиться от неё.[7]" (Wiki)

Заблокировать работу ионных каналов и сесть в медитацию? Звучит.

Примитивное понимание мира

В целом, когда читаешь Абхидамму или Па-Аука (в том, что касается Абхидаммы), то испытываешь лютый кринж, сравнимо с изучением какой-то древне-африканской литературы. Давайте рассмотрим предметно.

❌ Простите, дальше много сарказма, иронии и постиронии. (со временем постараюсь переписать без неё)
✅ Сразу скажу, что то, что не касается калап у дост. Па-Аука прекрасно изложено. Про джаны и вот это все. У него прекрасная разработанная система достижения джан и, как заявляется, множество учеников, достигших джан и обучающих их достижению.

Основная идея там такая. Вся материальность состоит из калап. Это синоним фактически. Калапы состоят из различных элементов: огня, воды, воздуха и т.д.
Если в калапе есть элемент огня – то калапа размножается, то есть воспроизводит саму себя. Чем больше элемента огня в калапе – тем большее поколение калап она может произвести.

Возьмем у Па-Аука объяснение того, как растут растения:

«Все неживые материальные объекты рождаются и поддерживаются температурой. Хороший пример - растения. Их материальность порождена температурой и рождается из элемента огня, изначально заложенного в семени. Их рост - не что иное, как непрерывное производство рожденной температурой материальности на протяжении многих поколений. Это происходит при содействии элемента огня из почвы, солнца (горячего) и воды (холодной)».

Ну то есть все эти процессы фотосинтеза, забора азота из почвы, хлорофилл и прочее – сущее ерунда. По Па-Ауку просто есть калапы огня, которые порождают другие калапы. Вот и все.

Или возьмем такой текст про абхидаммовское объяснение различий в твердых телах:

Па-Аук: «Элемент огня, например, в камнях, металлах, минералах и твердой древесине, очень силен и производит очень, очень много поколений материальности. Поэтому такая материальность может существовать долго. Но элемент огня, например, в мягкой древесине, нежных растениях, плоти, пище и воде очень слаб, производится не очень много поколений материальности, поэтому материальность вскоре распадается. Когда материальность распадается, это происходит потому, что элемент огня больше не производит новую материальность, а поглощает сам себя: материальность гниет, распадается и растворяется»

Как говорится, физики на моей бывшей кафедре "Твердых тел" просто плачут кровавыми слезами.

Структура молекул, атомов, кристаллические решетки, сложнейшие формулы расчета (из-за которых мне столько раз ставили незачёт – я не сильно интересовался тогда твердыми телами) и прочее – не, не, все просто калапы, которые продуцируют другие калапы. Молчим уже про то, металлы бывают разные, и устойчивые и распадающиеся (радиоактивные). А дерево, так это вообще не элемент, а сборная солянка (высохшие клетки растений). И способы деградации тканей настолько разные, что подвести их под одну гребенку нужно умудриться. Сравните: распад плоти, распад радиоактивного металла, распад пластика.

Далеко бы уехала наша физика, если бы базировалась на таких глубоких знаниях, как калапы. Мы бы по прежнему жили в каменном веке, а не пользовались бы смартфонами, интернетом, ездили на электромобилях, пользовались искусственным интеллектом и летали в космос.

А почему так? Потому что некоторые буддисты решили, что то, что они наблюдают через ощущения и есть истина. Но это не полная истина. Они забывают или, точнее, просто не знают, что наблюдают только сигналы от рецепторов, поэтому их картина мира такая примитивная. И далекая от современной науки.

Буддийские калапы современная наука наблюдать не в состоянии не потому, что не развилась, а потому, что они есть лишь плод восприятия мозгом сигналов от рецепторов. Это лишь часть объективной реальности. И чтобы понять картинку, нужно выйти за пределы этой системы.

А медитаторы не могут наблюдать кварки, адра атомов, молекулы, белки, клетки просто потому, что у них нет соответствующих средств наблюдения. Технически непонятно как.

А что наши современные химики скажут про такой пассаж, про такое описание процесса горения?

Па-Аук: «Когда материальность поглощается огнем, например, когда горит дерево, это происходит потому, что элемент огня внешней материальности (пламя, бьющее по дереву) поддерживает элемент огня внутренней материальности (дерево), и огромное количество элемента огня вырывается наружу, что означает, что элемент огня становится преобладающим и материальность поглощается» (стр. 114 книги Па-Аука Саядо)

Заплачут, обхохочутся и никогда не станут буддистами. Что может и зря.

Почем рассмеются? Ну загуглите процесс горения чего-либо с физико-химической точки зрения. Там будет, как бы это помягче сказать, более детальное объяснение, чем "элемент огня вырвался наружу". Что для современного ученого звучит не иначе как "Молнии летят с неба, потому что Зевс разгневался".

Ну вот, откройте, хотя бы мельком гляньте Википедию, што ле: Горение

Почему же по ощущениям медитаторов калапы то появляются, то исчезают?

Па-Аук: «Вы обнаружите, что рупа-калапы возникают и исчезают очень, очень быстро...»

Потому что сигналы по нервам идет не непрерывно, а прерывисто. Это и можно различить.

Итог: калапы – не что иное, как сигналы идущие по нервам от рецепторов к головному мозгу.

Не менее смешно описание внутреннего пищеварения:

Па-Аук: «Питательные вещества, принятые за один день, воспроизводятся таким образом до недели, в течение которой они также поддерживают питательную сущность в камма-, сознании- и температурных рапа-калапах, а также в предшествующих рапа-калапах, рожденных питательными веществами. Божественное питательное вещество воспроизводится в течение одного-двух месяцев»

Ну конечно, какое нам дело до аминокислот, жиров, углеводов и сложного обмена веществ. Просто скажем, что питательные вещества состоят из калап, которые воспроизводят сами себя семь дней и распространяются по телу.

Столь поверхностное понимание биохимии тела можно встретить разве что в мировозренческой системе африканских племен Мао-Бао с верховным богом дождя.

А еще не могу найти ссылку, где говорится, что когда мы едим острое, то в нем содержатся калапы огня, и поэтому нам становится жарко. Так как эти калапы огня становятся калапами нашего тела.

Когда на самом деле все дело в капсаицине, которые действуют на рецепторы температуры, обманывая тело, заставляя его думать, что мы съели что-то горячее.
Но обратите внимание, что они также обманывают и некоторых медитаторов. Которые думают, что наблюдают как калапы огня из еды переходят в тело. Упуская из виду весь сложный процесс.

Научный ответ: «В действительности, причина, по которой мы чувствуем тепло при потреблении острой пищи, заключается в присутствии капсаицина, особенно в перце чили. Капсаицин взаимодействует с рецепторами TRPV1 на нервных окончаниях, расположенных во рту и пищеварительном тракте. Эти рецепторы обычно реагируют на высокие температуры, поэтому при их активации капсаицином мозг воспринимает это как чувство жара или горячего».

Если прошлый текст вас не убедил, то обратите внимание на капсаицин – здесь вообще нет места никаким калапам.
Но зато отлично видно, как субъективное выдается за объективное.

Про хорошую еду, плохую еду и калапы

Это даже сложно комментировать серьезно:

Па-Аук: «Плохая еда не может воспроизвести много поколений калап, в результате чего человек слабеет и худеет. Хорошая пища способна создать множество поколений калап, так что мы даже можем потолстеть»

Говорить такое на серьезных щах в 21-м веке? Ну такое себе.

А ничего, что от хорошей пищи можно и не толстеть? Например, низкоуглеводная диета или даже кето-диета. На которой я решил сидеть несколько лет, чтобы поправить здоровье. Так я скинул около 20 кг. А отличалась эта хорошая пища от нехорошей не тем, что я ел, а тем, что я НЕ ЕЛ. А если бы я добавил какие-то углеводы, она бы резко стала "плохой пищей" и я бы набрал вес.

В общем, диетологи тоже плачут и умываются кровавыми слезами. Или просто игнорят.

Следующее объяснение вполне нормально для тех давних времен, когда ничего не знали о том, как еда на самом деле усваивается в пищеводе.

Как распадается на элементы. Как бактерии в кишечнике генерируют аминокислоты. Про заменимые и незаменимые аминокислоты. Как количество бактерий в кишечнике превышает общее количество клеток тела. И даже по весу мы содержим 20% бактерий.

Па-Аук: «Способствующий пищеварению элемент огня встречается с питательностью еды в пищеводе. После чего во всём теле образуется новая материя, а именно восьмеричные калапы питательности, порождённые питанием (āhāra·ja·oj·aṭṭhamaka·kalāpa)»

Поэтому это крайне примитивный взгляд, какого-то заброшенного примитивного племени, утверждающий, что просто появляются новые калапы питательности. Кринж.

Опять дюже наивно про гнев:

Па-Аук: «Например, гнев и беспокойство укоренены в отвращении (dosa·mūla), а укоренённые в отвращении сознания формируют порождённые сознанием чистые восьмеричные калапы с преобладающим элементом огня. По этой причине, когда мы сердимся или беспокоимся, нам становится жарко»

А ничего, что у нас давление повышается и сердцебиение, а не калапы огня внутри растут?

А еще что-то про адреналин, норадреналин, кортизол, не?
Что это вообще чистая физика – горячая кровь начинает быстрее бегать по телу и больше отдавать тепла.

А как еще насчет сложнейших процессов повышения уровня сахара в крови при стрессе:

Влияние глюкокортикоидов на метаболизм: Ключевым регулятором поглощения глюкозы в клетках мышечной ткани является транспортер глюкозы 4-го типа (GLUT-4). В присутствии глюкокортикоидов происходит нарушение транслокации GLUT-4 на поверхность клеток в ответ на действие инсулина, что приводит к снижению способности скелетных мышц поглощать глюкозу и повышению ее уровня в периферической крови [7, 8]. В жировой ткани глюкокортикоиды стимулируют липолиз с образованием глицерина, необходимого для глюконеогенеза, и свободных жирных кислот. Все это приводит к снижению эффективности утилизации глюкозы и развитию гипергликемии. (lvrach)

Может стоит почитать на досуге про реакцию на стресс?

В общем, что ни почитаешь из Абидхаммы про калапы – так кринж схватишь.

Заключение

Калапы, согласно буддийской Абидхамме, представляют собой мельчайшие элементарные частицы, из которых состоит все материальное. Эти частицы могут быть восприняты при глубоком сосредоточении, достигнутом в процессе медитации, особенно практики Випассаны. Абидхамма описывает материальность как состоящую из калап, которые содержат базовые элементы, такие как земля, вода, огонь и ветер, а также другие второстепенные элементы.

С научной точки зрения, калапы можно рассматривать как субъективное восприятие квантованных сигналов, передаваемых по нервам от рецепторов к головному мозгу. Это субъективное восприятие не соответствует физическим частицам, известным науке, таким как атомы, молекулы или кварки. Современная физика и биология опираются на более сложные модели, включая структуры атомов, молекул и клеток, а также механизмы передачи сигналов через нервную систему.

Продвинутые медитаторы могут наблюдать отдельные сигналы от рецепторов, что создает иллюзию существования отдельных мельчайших частиц – калап. Однако, эти восприятия ограничены физиологическими возможностями нервной системы и не могут выйти за пределы системы рецептор-нервы-головной мозг. Современные научные методы, такие как использование микроскопов и других исследовательских приборов, позволяют ученым глубже и детальнее изучать материальный мир, вплоть до уровня субатомных частиц.

Таким образом, калапы могут быть интерпретированы как феноменологическое объяснение восприятия медитатора, ограниченного его органами чувств и нейрофизиологией. Эти субъективные переживания не соответствуют реальным физическим объектам, исследуемым современной наукой. Вместо этого они отражают уровень сосредоточения и внутреннего восприятия медитатора, который способен различать квантованные сенсорные сигналы.

Итог

Так что, буддизм всё? И что, теперь больше не ездить на ретриты? Нас обманывают? Это секта?

Нет, конечно. Буддизм про уменьшение страданий и искоренение их в целом. И это работает и без всяких калап. Просто продолжайте практиковать, как это делал дост. Вебу Саядо. Страдания уменьшите, мир в себе и вокруг увеличите.

Буддизм, глубокая медитация, практика, Випассана, Анапана – это прежде всего про увеличение доброжелательности, сострадания и любящей доброты. (а еще Ниббана – как главная цель, но об этом в другой раз)

Калапы, это скорей всего, что-то из очень позднего буддизма. Ведь искажаться он начал почти сразу после париниббаны Будды.

Термин «калапа» стал стандартом только в подкомментариях (wiki)
(Ronkin, Noa. Early Buddhist metaphysics: the making of a philosophical tradition (англ.). — London: Routledge, 2011. — P. 2. — ISBN 978-0-415-60001-9. p58)

Калапы не упоминаются в самых ранних буддийских текстах, таких как Трипитака, а только в Абхидхамматтха-сангахе, комментарии к Абхидхамме, датируемом 11 или 12 веком, и, как таковые, не являются частью общей доктрины Тхеравады. (wiki)
Абхидхамматтха-сангаха, Britannica Online (1998, 2005)

А на ретритах мы-то только медитируем в основном. По 12-15 часов в день. И только меньше часа лекций. В которых тоже явно просят игнорировать все то, с чем не согласны.

Так что "Випассана – это практика, а не теория". Продолжайте расти в Дхамме и сами исследовать природу ума и материи.

Когда жил Будда, он говорил Каламасу:

«Теперь смотри, ты, Каламас. Да не введут тебя в заблуждение ни рассказы, ни традиции, ни слухи. Да не введут тебя в заблуждение ни знатоки (религиозных) текстов, ни логика, ни размышления, ни подтверждения некой теории; ни совпадения с личными склонностями, ни авторитет учителя.

Но Каламас, когда ты сам знаешь, что эти вещи не-благие, эти вещи заслуживают порицания, эти вещи осуждаются умными; эти вещи, когда их практикуют и наблюдают, способствуют потерям и горестям, то окажись от них. Но когда ты знаешь сам, что эти вещи благостны, эти вещи безупречны, эти вещи хвалят умные; эти вещи, когда их практикуют и наблюдают, способствуют благу и счастью, тогда Каламас, практикуя их, пребывай с ними.»

Comments