Роль восторга в медитации
8.08.2024
Cуществует на первый взгляд парадоксальное утверждение:
С одной стороны, для успешной практики медитации необходимо состояние полного покоя. С другой — в буддийских суттах неоднократно подчёркивается, что восторг, или пи́ти, является основой глубокой медитации.
Как может самадхи требовать одновременно и покоя, и восторга?
Этот парадокс, однако, легко разрешается, если понять, на что именно направлен этот восторг.
Восторг — это мощная сила, способная либо углубить вашу практику, либо разрушить её. Всё зависит от того, на какой объект направлена ваша радость.
Если вы восторгаетесь чем-то внешним — красивой картиной, любимой музыкой, своими достижениями, — то этот восторг будет отвлекать ваш ум, постоянно возвращая вас к тем самым объектам, которые вызвали эти эмоции.
Это как если бы пытаться медитировать с открытыми глазами в комнате, полной зеркал, отражающих все эти образы, которые вас так радуют. Ваш ум будет метаться между ними, неспособный сосредоточиться на чем-то одном, а самадхи, то есть сосредоточение, будет оставаться поверхностным.
Но что если направить этот восторг на саму медитацию?
Что если предвкушение самой практики вызывает радость? В таком случае восторг становится вашим союзником. Он превращается в тот самый магнит, который притягивает ваше внимание к объекту медитации, помогая глубже погрузиться в процесс.
Этот внутренний восторг становится не отвлечением, а неотъемлемой частью медитации, основой джаны — глубокого сосредоточения. Пи́ти — это как внутреннее свечение, оживляющее каждый момент медитации, делающее его ярким, насыщенным и осмысленным.
Представьте себе художника, который с радостью ожидает того момента, когда сможет вновь взять кисть в руки. Он не отвлекается на внешние впечатления, он полностью погружен в предвкушение самого творческого процесса. Точно так же и в медитации: если восторг связан с внутренним путешествием, а не с внешними объектами, он помогает углубить практику.
Будда говорил о пяти факторах джаны, и пи́ти — один из них.
Но это не восторг от внешних впечатлений, а восторг от самого процесса медитации, от осознания того, что вы приближаетесь к глубинному пониманию своего ума и природы вещей. Это внутренний огонь, который согревает, а не обжигает; который не возбуждает, а успокаивает, направляя вас к глубокому самадхи.
Гоенка, великий учитель медитации Випассана, часто сравнивал ум с дикой обезьяной, которая непрерывно прыгает с ветки на ветку. Если восторг направлен на внешние объекты, эта обезьяна становится ещё более неугомонной. Но если восторг рождается от внутренней практики, обезьяна успокаивается, и вы можете глубже погрузиться в медитацию, словно эта обезьяна наконец нашла свою ветку и решила на ней задержаться.
Таким образом, парадокс разрешается: восторг в медитации действительно важен, но только в том случае, если он направлен на сам процесс медитации. Направленный на внешнее, он становится препятствием; направленный на внутреннее, он становится силой, которая углубляет вашу практику и ведёт вас к глубокому самадхи.
Восторг – фактор просветления.
(Саттипатхана сутта)
Восторг и радость, которые мы переживаем перед медитацией, могут иметь и нейропсихологическое объяснение, связанное с работой дофамина – нейромедиатора, отвечающего за мотивацию, предвкушение и чувство удовлетворения.
Когда мы предвкушаем глубокое погружение, наш мозг выделяет дофамин, создавая особое состояние, которое направляет внимание и усиливает фокус на предстоящей практике. Этот дофаминовый всплеск наделяет нас энергией и усиливает намерение.
В отличие от отвлекающего восторга, связанного с внешними стимулами, дофаминовое предвкушение медитации становится катализатором углубления сосредоточения.
В этот момент ум готов "прилипнуть" к практике, поскольку предвкушение самадхи входит в самоподдерживающий цикл, усиливающий связь между умом и объектом медитации:
Лучше концентрация -> больше восторга - > лучше концентрация -> ...
Таким образом, на нейропсихологическом уровне восторг становится тем самым "клеем", который помогает удерживать внимание на пути к глубокому самадхи.
P.S. Но именно эта сильная завязанность восторга не тело через какое-то время снова будет мешать практике. И от него придется отказаться, для достижения джан выше первой.