Развитие сосредоточения: Почему Гоенка не использует счет в практике Анапана?
12.08.2024
В книгах по Тхераваде можно встретить рекомендации использовать счет на первой стадии наблюдения за дыханием в практике Анапана. Однако в традиции Гоенкаджи использование счета не рекомендуется.
Кто же прав?
Если внимательно изучить основу техники Анапана-Сати, можно заметить, что в ней описаны 16 последовательных шагов. Таким образом, не только первый шаг отсутствует в рекомендациях Гоэнки, но и многие другие элементы.
Кстати, самой рекомендации использовать именно счет в суттах нет. Эта рекомендация появилась в более поздних текстах.
Давайте разберемся подробнее.
Путь джан
Дело в том, что выполняются разные задачи. Во многих суттах указано, что джхана — это основа Випассаны, основа всей практики. Без достижения джханы невозможно достичь высшей цели.
Тем не менее, важно понимать, что путь джхан — очень долгий.
Существует традиция, основанная на учении Па-Аука Саядо из бирманской лесной традиции, которая сосредоточена прежде всего на достижении джхан. В этой традиции только около 10 человек в год достигают джхан.
Это очень узкий путь, и распространение такой техники затруднено из-за высокой сложности её освоения.
Это можно сравнить с обучением езде на моноколесе. На самокате каждый может сразу поехать, но чтобы научиться кататься на моноколесе, нужно потратить много времени и ресурсов. А для достижения джхан требуется просто невероятное количество усилий; некоторые монахи не достигают джхан даже за всю свою жизнь.
Сотапанна магга
Однако эти рекомендации относятся к достижению высшей цели — состояния Араханта.
Если обратиться к суттам, то требования для достижения первой цели — Сотапанны — значительно ниже.
Их всего три:
- осознание Не-Я (не самости),
- отсутствие привязанности к ритуалам
- и полная вера в Будду, Дхамму и Сангху.
Задача У Ба Кхина была другой — все его курсы направлены на то, чтобы довести учеников до состояния Сотапанны. Поэтому подход в его учении немного иной. Это так называемая средняя Випассана, не сухая, а срединный путь. В ней достаточно небольшого сосредоточения, чтобы уже начать использовать прозрение и Випассану на первых этапах пути.
Другими словами, 10-дневного курса достаточно, чтобы ученик получил первые результаты. Конечно, за 10 дней достичь джхан невозможно.
Даже на тридцатидневном курсе, где 20 дней посвящены технике Випассаны, а 10 — Анапане, достичь джхан очень сложно. Считается хорошим результатом, если вы достигли упачара-самадхи на 30-ке.
Даже на шестидесятке, где 20 дней отводится на Анапану, этого времени всё равно крайне мало.
Осознавая это, У Ба Кхин разработал технику, ориентированную на широкие массы и достижение ближайшей цели.
Она очень практична, как и сам У Ба Кхин, который в своё время руководил четырьмя министерствами и одновременно преподавал курсы Випассаны.
Его целью было довести обычного человека с нуля до состояния Сотапанны. В этом случае джхана в самом начале не нужна. Уже на 10-дневном курсе достаточно кханика-самадхи (моментального сосредоточения), чтобы начали работать Випассана и прозрение, а также понимание аничи. Впоследствии эта «воронка» постепенно расширяется.
Что значит «воронка расширяется»?
Например, на двадцатидневном курсе уже появляются лекции о джханах, а на тридцатидневном Гоенка напрямую рекомендует стремиться к достижению предджханного или джханного состояния, то есть упачара-самадхи (погружение перед полным сосредоточением) или апана-самадхи (полное погружение).
Там уже всё становится серьёзно. Книги У Ба Кхина говорят о том же: он уделяет огромное внимание концентрации самадхи и прямо заявляет, что самадхи — это основа аничи, основа Випассаны, но вход в неё постепенный. Сначала на десятке немного Анапаны и немного Випассаны, на двадцатке чуть больше, на тридцатке ещё больше.
Таким образом, подведем итог
Анапана в своем полном варианте, как она описана в суттах, состоит из 16 шагов с множеством деталей, включая описание того, как достичь первой джханы, второй и так далее. Основная цель — практиковать Випассану после достижения максимального уровня самадхи, максимальной концентрации.
На курсах Гоэнки мы начинаем с более раннего этапа и уже можем получить результат в течение жизни. В дальнейшем, углубляясь в процесс, мы продолжаем практиковать, осознавая его необходимость и значимость, и некоторые ученики могут достичь более глубоких ступеней сосредоточения, например, упачара-самадхи. А упачара-самадхи уже достаточно для очень глубокого наблюдения, Випассаны и прозрения, даже по словам Па-Аука Саядо, который специализируется на джханах.
"Чтобы увидеть råpa-kalàpas, вы должны развить концентрацию до концентрации доступа" (Pa-Auk Knowing and Seeing 4th Rev Ed, стр. 135)
То есть, мы много что не делаем на 10-дневном курсе. Например, не наблюдаем тело дыхания, не наблюдаем аничу в дыхании, не наблюдаем успокоения дыхания и всего тела, не наблюдаем появления восторга и так далее. Но это не означает, что это не надо делать. Это описано в суттах, а У Ба Кхин постоянно сверялся с суттами, проверяя по ним свою практику и свои достижения.
"Саяджи У Ба Кхин постоянно обращался к Учениям Будды, сохранившимся в палийском каноне и комментариях, чтобы подтвердить результаты, достигнутые в его собственных медитациях, и прогресс, достигнутый его учениками".
(Sayagyi U Chit Tin International Meditation Centre Heddington, Wiltshire, January 19, 1985)
Так же, как он сверялся с признанным арахантом дост. Вебу Саядо, консультируясь с ним и приглашая его в свой центр. Недаром фото дост. Вебу Саядо расположено в центре линии учителей У Ба Кхина в IMC.
Саяджи консультировался с Вебу Саядахом по вопросам, связанным с его учением, и когда он написал трактат на бирманском языке под названием «Основное изучение учений Будды и их правильное применение», он представил его Вебу Саядаху на одобрение в 1953 году.
(Selected Discourses of Webu Sayadaw)
Но это будет позже. Это сложный путь, долгий и требующий большого упорства. Необходима великая мотивация, чтобы по нему идти.
Есть ещё одна скрытая проблема
Про которую Гоенкаджи тоже говорит на курсе. Если человек недостаточно подготовлен и имеет мало парами в отношении именно Випассаны, то он может сбиться, идя по Джановому пути. Потому что радость первой Джаны превосходит все мирские радости. И кому-то может быть очень трудно от неё отключиться и переходить к Випассане, где, как я выкладывал раньше, материалы по Випассана-ньянам — стадиям прозрения, есть много шагов, где человек проходит через глубокие страдания. Дуккха-ньяны. Не каждый к этому готов. Но можно их проходить, не доходя до Джан. Это более стабильный путь.
Удобный костыль
Удобная подпорка, удобный костыль – это еще одна скрытая проблема. Дело в том, что счет действительно помогает дистанцироваться от хаотических мыслей и быстрее достичь первой стадии сосредоточения, самой начальной.
Но он также требует особой осознанности от ученика, чтобы он смог отказаться от этого счета достаточно быстро, перейдя к следующему шагу.
А это как раз сделать довольно сложно.
Если у вас есть костыль, который помогает, использовать его становится крайне соблазнительным, особенно для западных учеников. И есть опасность, что все время посвященное Анапане, западные ученики будут посвящать концентрации с использованием костыля. А значит они не смогут продвинуться до нужной степени концентрации и время потратят впустую. А значит, и оставшееся время на випассану будет использовано неэффективно.
Главное отчётливо понимать ближайшую цель и ближайшие крупные вехи на пути к ней
Тогда всё становится прозрачно и ясно. Ближайшая цель Соттапана.
Главная задача для достижения Соттапаны — это осознание Анната, Не-самости.
Чтобы достичь Аннаты, необходимо достичь стадии Банга-ньяны, растворения тела.
Когда всё, что человек ощущает, ощущается исчезающим и появляющимся, то есть анничей во всём. Когда везде видана аннича, то "я", "эго", начинает растворяться постепенно, проходя через стадии страха, и возникает осознание истинной природы "не я", отсутствие Самости, Анната.
А чтобы достичь Бханго, Бханго-ньяны, достаточно среднего уровня концентрации Упачара-самадхи. Это тоже высокое достижение, но не настолько сложное, как Джанны.
"Cутты (например, МН 64) однозначно говорят о том, что прозрение, основанное на джхане, может привести только к двум результатам: либо к не-возвращению, либо сразу к арахантству; тогда как достижение вступления в поток осуществляется без джхан вовсе."
– Прим. переводчика (SV) к сутте Снп 1.8
Чтобы достичь Упачара-самадхи, в целом не обязательно проходить по всем шагам Аннапанасати-сутты.
Весь опыт Гоенки, У-Ба-Кхина, студентов (и мой собственный) говорит о том, что для достижения Упачара Самадхи достаточно просто растягивать периоды без мыслей. Все длиннее и длиннее делать эти периоды, наблюдая ощущения прикосновения дыхания, все быстрее и быстрее возвращая мысли к наблюдению. Этого достаточно.
Но если у вас хорошие парами в отношении джан, то ваш путь идти по Анапанасати-сутте.
В любом случае джаны потребуются, но позже, на уровне "невозвращающегося" и араханта.
Путь Будды – путь непрерывного исследования и проверки на практике. Пробуйте.